Соответствуют ли действительности относительно низкие показатели Украины в рейтинге конкурентоспособности стран в сфере туризма и путешествий, как наша страна готовится к принятию Евро-2012, можно ли сделать Крым круглогодичным курортом. Об этом в интервью РБК-Украина рассказал заместитель главы Государственной службы туризма и курортов Дмитрий Заруба.
Невысокие показатели Украины в рейтинге конкурентоспособности стран в сфере туризма и путешествий Всемирного экономического форума (85-е место из 139 стран) — это отображение суровой реальности или недостатки данных, которые создатели рейтинга положили в его основу?
Д.З.: Данные рейтинга — сводные по различным секторам экономики, в т.ч. — по здравоохранению и образованию. Нет такого, чтобы все показатели касались исключительно туристической инфраструктуры. Соответственно, низкие показатели в отдельных вопросах потянули вниз туристическую привлекательность. Кроме того, некоторые показатели мне не кажутся объективными. Например, по уровню доброжелательности населения (отношение местного населения к иностранцам) Украина стоит на 119 месте из 127 стран, что, на мой взгляд, не совсем так. Я не думаю, что украинцы менее доброжелательны, чем народы других стран. Скорее всего, это делалось на основании мнения экспертов — когда иностранец обращается к людям на улице и, не получая ответа от незнания языка, происходит такая оценка. Это не является показателем недоброжелательности, неготовности идти на помощь. В некотором смысле, такие оценки Украины мне не кажутся объективными. Да, действительно в Украине есть множество проблем и вопросы, которые нужно решать. Но такое есть у многих стран.
Как Вы оцениваете нынешнее, условно говоря, посткризисное состояние туристического рынка? Развивается ли в последнее время внутренний туризм?
Д.З.: Туристический рынок по отношению ко времени начала кризиса медленно, но растет. Улучшилась покупательская способность населения, люди стали больше тратить на свой отдых. Очевидно, что во время кризиса расходы большинства украинцев на отдых и развлечения были уменьшены, в силу чего снизилась загрузка отелей. Множество компаний отменили свои корпоративные мероприятия. Но постепенно все возвращается, но ситуация гораздо лучше, чем, например, в прошлом году.
Это повлияло на то, что люди стали меньше на протяжении 2009-2010 гг. ездить за границу и увеличилась популярность внутреннего туризма, в т.ч. — зеленый туризм и туризм выходного дня. С другой стороны, это ограничивается уровнем развитости инфраструктуры для внутреннего туризма.
Можете ли Вы назвать показательные примеры развития внутреннего туризма?
Д.З.: Классическим примером развития внутреннего туризма я бы назвал Каменец-Подольский. Это яркий пример того, как можно развивать свое культурно-историческое наследие. Есть и другие примеры, когда создаются туристически привлекательные объекты. Например, парк «Киевская Русь», где создана атмосфера того времени.
Как отразится на туристической отрасли ликвидация Госслужбы туризма и курортов и создание Госагентства? Не является ли это просто сменой вывески без влияния на эффективность работы?
Д.З.: Одной из задачей нового Агентства является создания программы развития туризма, поскольку у предыдущей срок действия закончился еще в прошлом году. Пока она находится в стадии разработки. Хотя с такими вещами нельзя затягивать, так как это отражается на роли государства в сфере туризма. В целом, же создание нового Агентства — это не просто смена вывески. Новое Агентство имеет статус центрального органа власти, и это выше, чем статус Госслужбы туризма и курортов. С другой стороны, меня беспокоит проект госбюджета на 2012 г., где на развитие туризма запланировано всего 2,5 млн грн (не включая средств на содержание этого госоргана). Это крайне незначительная сумма с точки зрения отрасли. Я надеялся, что в год проведения Евро-2012 Кабмин предоставит большее бюджетное финансирование данной отрасли.
С другой стороны, важно, чтобы в модели принятия решений по туристической отрасли принимали участие и частные операторы этого рынка на основе частно-государственного партнерства, где все решения вырабатываются совместно. Например, если гостиница не дает денег на продвижение региона или страны, то не будет и туристов. При этом большинство частников в Украине ожидают, что все за них сделает государство. При этом в украинской практике такого эффективно существующего механизма нет.
Можно ли сделать Крым круглогодичным курортом?
Д.З.: Крым можно сделать круглогодичным курортом только в том случае, если это будет лечебный туризм. Я не вижу потенциала для развития зимнего горнолыжного отдыха в Крыму. Там не тот рельеф и климат, который бы позволил поддерживать необходимый для горнолыжного курорта температурный режим. Все последнее время Крым ориентировался на пляжный туризм, но климатические условия позволяют использовать данный фактор не более трех месяцев в году. С другой стороны, развитие лечебного туризма позволит увеличить годовую загрузку гостиниц и санаториев. Тут также можно рассчитывать на развитие северо-западного Крыма в части развития гостиничных комплексов, где, после внесения соответствующих изменений в законодательство, можно развивать игровой туризм.
Каковы перспективы Украины принять зимнюю Олимпиаду в 2022 г.?
Д.З.: Здесь главными являются инфраструктурные процессы. А также то, насколько ко времени подачи заявки Украина будет готова показать и убедить Международный олимпийский комитет (МОК), что все будет на том уровне, который необходим для проведения олимпиады. Мало кто ожидал, что Украина совместно с Польшей победит в тендере на проведение Евро-2012. Посему будем надеяться, что возможность проведения Олимпиады у Украины также появится.
Увеличение количества туристов во время проведения Евро-2012 гарантировано априори. Повысится ли количество туристов после окончания футбольного перформанса?
Д.З.: Проведение подобных Евро-2012 мероприятий приносит эффект увеличения количества туристов. При этом важно, как Украина примет самих туристов, как все будет подготовлено, чтобы уровень его принятия был адекватным. От этого зависит, какие отзывы будут об Украине, и захочет ли турист еще раз приехать в нашу страну. Огромное значение будет играть человеческий фактор. Помимо стадионов, дорог, аэропортов, указателей, многое будет зависеть от самих украинцев, как они будут относиться к самим туристам.
Какого эффекта Вы ожидаете от внедрения обязательной сертификации по международным стандартам? Что будет с теми, кто присвоил себе категорию, которая не отвечает уровню сервиса?
Д.З.: Сложность отельного бизнеса состоит в том, что все связано с человеческим фактором. Оснастить или переоснастить гостиницу проще, чем подготовить качественный персонал. К сожалению, у нас сфера гостиничных услуг была в таком состоянии, что не «всегда клиент прав», а как в советских гостиницах была табличка «мест нет». Т.е. отношение такое, что постоялец должен быть рад тому, что нашел койкоместо. Немногие собственники заинтересованы в обучении персонала. Это связано с тем, что в этой сфере большая текучесть кадров (они могут научить, а персонал уйдет к конкуренту). Иногда нет понимания, что нужно научить персонала, а не дать ему учиться на клиентах. Это культура гостеприимства, у нас ее не было — и только сейчас начала понемногу зарождаться. У нас могут поставить дорогую мебель и сантехнику, но при этом забывают о предоставляемом сервисе.
В чем причина того, что многое необходимое для развития гостиничной отрасли ввели тогда, когда времени на внедрение почти не осталось?
Д.З.: У нас очень часто меняется руководство страны, от этого меняется и концепция управления отраслью. Хотя это и неправильно. Если брать, например, любую страну Европы, то там, если приняли стратегию развития отрасли, какая бы власть ни приходила, они четко придерживаются одной линии. Во-первых, все изначально вырабатывается профессионально, и нет нужды каждый год что-либо менять. Нам нужно перенимать лучший европейский опыт.
Более того, нам многое можно перенимать у россиян, так как во многом наши процессы на 4-5 лет отстают от их опыта. Они же многие западные бизнес-процессы уже адаптировали на свою почву, ну а их почва по многом идентична нашей. На уровне менталитета и правил ведения бизнеса наша среда все-таки серьезно отличается от европейских подходов. И все равно нужно их адаптировать.
В любом случае гостиницы будут стремиться к повышению качества предоставляемых услуг. Появится определенная конкуренция на рынке. Если гостиница присваивала сама себе 3-4 звезды, а реально оказалась на уровне двух, на рынке произойдет некая корректировка ценовой ситуации. Это не случится сразу, и скорее всего, будет непростым процессом. Это даст возможность рынку продвигаться вперед.
Общеизвестный факт, что цены, например, в киевских гостиницах по сравнению с теми же европейскими являются достаточно высокими. Что может повлиять на снижение цен на этом рынке?
Д.З.: Сбить цены на гостиничные услуги может только увеличение количества гостиниц и усиление конкуренции. При этом нужно понимать, что международные операторы не стоят гостиницы, они лишь продают торговую марку (ТМ) и техпроцессы местным или иностранным девелоперам. Международный оператор принимает лишь решение о том, что стоит ли ему продавать свою ТМ в данном городе.
РБК-Украина, Юрий Григоренко